Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время общество улучшает всеобщий доступ людей к информации и создает условия для распространения и развития человека во всех сферах жизни. Это не может не сказаться на образовании, в том числе на младшем школьном этапе.
В условиях растущего числа противоречий и постепенной компьютеризации различных сфер общественной жизни, к сожалению, лишающей общения на месте, формирование коммуникативных учебных действий и умений у детей приобретает особое значение. Этот процесс напрямую влияет на процесс социализации ребенка и развитие его личности.
Возникает вопрос, какие методы помогут наиболее эффективно формировать коммуникативные универсальные учебные умения и действия младших школьников. Средства массовой информации и общество, несомненно, оказывают большое влияние на развитие коммуникативных навыков, но на самом деле можно назвать это особенно позитивным явлением. Применяя к школьному образованию и воспитательной работе различные методы внеурочной деятельности, можно помощь детям приобщиться к своим сверстникам, понять дополнительный материал.
Важно заинтересовать учащихся внеклассными мероприятиями после уроков и превратить школу в интересный мир знаний. Это сделает внеклассные мероприятия полноценным пространством не только для образования, но и для социализации учащихся в обществе. Внеклассная деятельность - это не только дополнительная учебная среда, но и среда, в которой у детей формируются коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Для того, чтобы успешно учиться в школе, дети должны обладать высоким уровнем развития коммуникативных универсальных учебных умений и действий, поскольку это не только напрямую связано с успеваемостью, но и влияет на процесс социального и личностного развития. Это приводит к настоятельной необходимости рассмотреть этот вопрос.
Степень научной разработанности. Вопросом развития коммуникативных универсальных учебных умений и действий детей младшего школьного возраста занималось огромное количество ученых, как раньше, так и к настоящему времени. К примеру, Е.Е. Дмитриева, Р.Б. Стеркина, Р.К. Терещук, В.Г. Утробина, ЕА. Самохвалова и многие другие.
Проблема исследования состоит в изучении потенциала использования элементов внеурочной деятельности по иностранному языку для развития коммуникативных универсальных учебных умений и действий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий 3 класса во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Цель исследования: проанализировать особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий 3 класса во внеурочной деятельности по иностранному языку в современных педагогических условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть основные термины и содержание коммуникативных универсальных учебных умений и действий;
2.Раскрыть формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности;
3.Провести констатирующий этап эксперимента;
4.Провести формирующий этап эксперимента;
5.Провести анализ результатов исследования.
Методологические основы исследования: составили идеи исследователей специфики развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста - Е.Е. Дмитриевой, М.И. Лисиной , Р.Б. Стеркиной, Р.К. Терещук, В.Г. Утробиной.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Гипотеза исследования: процесс развития коммуникативных универсальных учебных действий и умений у детей младшего школьного возраста через ознакомление с фольклором будет происходить более эффективно, если:
1.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
2.Использовать разнообразные формы работы, способствующие расширению словарного запаса ребенка и развитию его коммуникативных умений.
База исследования: учащиеся 3-х классов МОУ «СОШ № 30» г. Вологда.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты коммуникативных универсальных учебных умений и действий.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 3 класса во внеурочной деятельности по иностранному языку.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных умений и действий
1.1 Основные термины и содержание коммуникативных универсальных учебных умений и действий
Общение является основным фактором общего психологического развития детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский указывал, что сущность человеческой психологии - это набор смещающихся внутрь межличностных отношений, которые стали функцией общения индивидов. Кроме того, взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» одинаково важны для общего развития детей.
Во многих психолого-педагогических исследованиях говорится, что на развитие детей влияют содержание и характер общения с родителями и учителями (З.М.Богуславская, С.В.Корницкая, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, В.А.Петровский), взаимоотношения с товарищами (Л.Н.Башлакова, Т.И.Ерофеева), учебная деятельность и успехи в ней (Р.С.Буре, Т.А.Петровский) и т.д.
Основой практики коммуникативных универсальных учебных умений и действий является концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькони., А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым и другими. Исходя из другой концепции, М.И.Лисина, Т.А.Репина и А.Г.Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность.
Д.Б.Эльконин и З.М.Богуславская в своих исследованиях определили особенности влияния коммуникативных универсальных учебных умений и действий на общий уровень поведения детей, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, М.И.Лисина также указали их влияние на интеллектуальное развитие [20, с. 162].
В.А.Сластенин определяет общение как отношения между, по крайней мере, двумя людьми, направленные на объединение и координацию их усилий для достижения общего успеха и построения отношений, что является ключевым фактором психологического и социального развития детей [43, с. 142].
Понятие «коммуникация» не использовалось до ХХ века, и термин «коммуникация» считается уже общепринятым в учебных современных заведениях.
А.В.Мудрик выделяет в качестве видов коммуникации устную и письменную речь, музыку и живопись.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Н. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка во внеурочной деятельности // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 3. - С. 30-32.
2. Аверина М.Н. Особенности развития образности речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского университета. Серия: Педагогика, психология. – 2020. – № 1 (24). – С.9-13.
3. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н. — М.: Логос, 2019.— 304 c.
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта. — М.: Логос, 2020.— 304 c.
5. Бернард Х.Р. Методы исследования социальной антропологии // Ньюбери парк. - 2019. - С. 152-160.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: АСТ : Астрель : Люкс, 2019. - 571 с.
7. Голд Р. Роль наблюдений в социологии // Социология. - 2020. - 36. - С. 217-213.
8. Горький М. Малое собрание сочинений / М. Горький. - М.: Азбука, 2020. - 608 с.
9. Долгова В.И. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с школьниками: монография / В И. Долгова. – Челябинск: АТОКСО, 2019. – 115 с.
10. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей школьника посредством метода наблюдения // Работа с детьми 5-7 лет. - 2020. - С. 16-88.
11. Ежкова Н.С., Эль-Сейид О.А. Экспериментальный анализ проблемы развития коммуникативных умений у младших школьников // Приднепровский научный вестник. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 34-038.
12. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Актуальные вопросы развития коммуникативных компетенций у детей / А. В. Запорожец, М. Н. Лисина. - М.: Наука 2020. - 31 с.
13. Казаручик Г.Н. Особенности коммуникативных умений детей младшего школьного возраста // Управление в социальных и экономических системах. - 2019. - № 28. - С. 176-177.
14. Киров Е.М. Развитие коммуникативных способностей детей школьного возраста // День науки. Сборник статей XXII студенческой научной конференции. - 2021. - С. 111-114.
15. Киров Е.М. Коммуникативные навыки детей // День науки. Сборник статей XXII студенческой научной конференции. - 2021. - №2. - С. 95-97.
16. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания школьников / Л. В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2019. - 160 с.
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2019. – 144 с
18. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - СПб. : Благотворительный фонд «ВОЛОHТEРЫ», 2019. - 320 с.
19. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе / под ред. К. Сумнительного, H. Широнина. - М. : Карапуз, 2021. - 288 с.
20. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. - М.: Азбука, 2019. - 215 с.
21. Николаева О. Ф. Педагогические условия формирования культуры творческого мышления младших школьников / О.Ф. Николаева. - Челябинск, 2021. - 206 с.
22. Осипов В. Н. Аксиологический анализ русских народных сказок и их воспитательный потенциал // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. – 2019. – № 3. – С.223–228.
23. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора информации в социологических исследованиях. - 2020. - С. 150-189.
24. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учеб. заведений / К.К. Платонов. - М. : Высшая школа, 2020. - 174 с.
25. Преорчук Н.П., Санникова А.С. Средства и формы социально-коммуникативного развития детей школьного возраста. Особенности их применения со старшими дошкольниками // Аспирант. - 2021. - № 2 (59). - С. 154-156.
26. Привалова С.Е. Теория и практика коммуникативно-речевого развития детей младшего школьного возраста: учебное пособие / С. Е. Привалова. – Екатеринбург: Нова, 2018. - 198 с.
27. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года).
28. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы школьников (от 3 до 7 лет) / П.Г. Сирбиладзе. – Тбилиси, 1966. – 24 с.
29. Ступницкий В. П., Щербакова О. И., Степанов В. E. Психология : учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий. - М. : Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 520 с.
30. Сумнительный К. E. Западноевропейские педагогические системы: теоретическое осмысление и практика применения в отечестенном образовании второй половины XX века / К.Е. Сумнительный. - М. : АПКиППРО, 2019. - l84 с.
31. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – М.: Наука, 1990. – 212 с.
32. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
33. Хаммерсли M., Фаулкнер Д. Методы исследований в образовании // Открытый университет. - 2021. – С. 15-26.
34. Шинкарёва Н.А. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 20-32.
35. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности / Н.Б. Шумакова. – М.: Наука, 1985. – 96 с.